Напомним, что с 1 сентября в российских школах для учащихся 6-11 классов стартовал курс внеурочных занятий «Россия – мои горизонты» как одно из направлений профориентационного минимума. Урок направлен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда. В рамках курса каждый ученик сможет пройти профдиагностику и получить предложения по индивидуальной профессиональной траектории.
В настоящее время имеется ряд проблем, связанных с профориентацией. Главным образом, это небольшая осведомленность школьников о востребованных профессиях. В свою очередь, и родители не располагают достаточной информацией о возможностях обучения. Как бороться с этими проблемами, обсудили участники дискуссии.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации Татевик Карабекян расставила ключевые акценты на том, что в последнее время сделано ведомством как регулятором. В частности, разработана единая модель профориентации. Кроме того, в этом году в федеральный Закон «Об образовании» внесли изменения, чтобы профориентация школьников проводилась начиная с основной школы, соответственно утвержден порядок ее проведения и реализации со стороны Минпросвещения РФ: «Для нас это очень важно, потому что нам в целом нужно давать возможности ребятам во всех субъектах и в каждой школе. Каждый четверг каждый школьник с 6 по 11 класс отключается от всего, что происходит в его жизни, и возвращается к самому главному. К тому, чем ему дальше заниматься, где он растет, кем он может стать в том месте, где находится. Какие возможности есть сегодня в его городе, в его прекрасной стране. Поэтому мы с коллегами разработали такой замечательный курс занятий «Россия – мои горизонты». Уже прошло два занятия. Мы получаем большое количество откликов. И для нас важно, конечно же, что это нравится школьникам, им интересно. Ну и педагогам не так сложно, как мы боялись».
Первый заместитель министра образования Новгородской области Наталья Уральская поделилась опытом региона по профориентации. Она рассказала, что Новгородская область, как и другие, участвует в проекте «Билет в будущее»: «Мы получили такой инструмент, который в рамках единого образовательного и профориентационного пространства дает прикоснуться к возможности погрузить ребят в ту или иную профессию, осуществить профессиональную пробу».
Регион имеет также свой опыт профильных предпрофессиональных классов. Если в прошлом году в области было всего 36 таких классов, то в этом - уже 83: «Открывая эти классы, мы отработали механизмы, во-первых, прогнозирования, во-вторых, финансовой поддержки. Школы, открывая те или иные профильные классы, получают региональную поддержку на оснащение предметных кабинетов. В этом году региональным правительством были выделены 44 миллиона рублей на оснащение кабинетов биологии, информатики, химии и физики. Здесь же есть уникальные классы, которые мы открыли на паритетных началах с такими партнерами как «Роскосмос», они тоже вкладываются. Здесь самое главное, что открыть класс и отпустить его – невозможно. Нужно вести школу, помогать ей, создавать сообщество, которое наполнять содержанием, чтобы ребята погружались, чтобы к ним постоянно приходили партнеры. И не только предприятия, но и колледжи и институт, который показывал бы, куда потом ребенок мог пойти дальше учиться».
Председатель Комиссии по просвещению и воспитанию Общественной Палаты Российской Федерации Наталья Кравченко поделилась мнением, как высокие технологии и технологические задачи соотносятся с патриотической и воспитательной работой: «Для меня патриотизм определяется очень просто – желанием участвовать в развитии своей страны. Ты можешь участвовать в ней, будучи педагогом, обучая детей. Можешь просто быть мамой, рожать и воспитывать детей, уделять этому все свое время и внимание. А можешь как инженер создавать новые работающие устройства, которые делают нашу жизнь лучше, позволяя перемещаться так далеко, как мы хотим. Когда мы показываем ребятам, как они еще могут участвовать в развитии своей страны, вооружая их необходимыми знаниями, давая им возможность пробовать, помогая изучать технологии, таким образом мы развиваем их деятельный патриотизм. Мой девиз: «Надо быть, а не казаться!». Вовлекая ребят в технологическую повестку, помогая им понять, куда мир развивается и как можно улучшать мир и жизнь вокруг себя, мы им показываем еще одну траекторию своего развития».
Еще одна возможность попробовать себя в разных профессиях – это Национальная технологическая олимпиада, один из проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». Об этом проекте рассказал заместитель директора Центра Национальной технологической олимпиады НИУ ВШЭ Игорь Барсуков: «Национальная технологическая олимпиада проводится не для того, чтобы победить любой ценой и на следующий день забыть, какие задачи вы решали. Это олимпиада, которая вас обучает и мотивирует, чтобы вы могли знать намного больше, чем те формальные требования, которые системой образования к вам предъявляются».
Директор по продуктам компании «Thesis» Мария Челяденкова рассказала о возможностях, которые предоставляет школьникам в области профориентации платформа «Билет в будущее». А директор Центра компетенций «Цифровая экономика» Надежда Сурова поговорила со слушателями, среди которых было немало участников Чемпионата высоких технологий, о компетенциях будущего, какие они несут нам позитивные изменения, а вместе с ними и риски. Лучший сварщик в TIG сварке в 2017 году Алексей Петрухин объяснил, как меняется его профессия, какие появились технологические новшества.