В начале дискуссии спикеры обозначили, какие подходы предполагает наступающая четвертая промышленная революция (Индустрия 4.0) для развития системы среднего профессионального образования. Директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министра просвещения Российской Федерации Виктор Неумывакин подчеркнул: «Необходим новый подход к автоматизации и внедрению информационных технологий в системе СПО. Это вопросы, связанные с формированием образовательных программ, расписанием, учётом успеваемости». По мнению спикера, здесь поможет внедрение технологий искусственного интеллекта.

В продолжение темы заместитель генерального директора по развитию промышленности Госкорпорации «Роскосмос» Арсений Брыкин обозначил, в каких специалистах сегодня остро нуждается реальный сектор экономики. Корпорация готовит масштабный проект по реализации серийного производства космических аппаратов. Инициатива в случае ее реализации позволит сформировать достаточное количество востребованных космических услуг, в том числе для реализации проектов Индустрии 4.0. Он отметил, что запрос к сотрудникам сгруппирован по регионам и 12 предприятиям, которые будут снабжать космические аппараты комплектующими.

«Организация серийного производства космических аппаратов – проект, являющийся ядром перехода Госкорпорации «Роскосмос» на новую индустриальную модель. Реализация проекта предусматривает изменение и перевооружение производственных систем двенадцати предприятий отрасли и десятков предприятий смежных высокотехнологичных отраслей промышленности. В рамках проекта планируется производить по 250 космических аппаратов в год. При структурировании проекта у нас появился серьёзный и, самое главное, хорошо просчитанный запрос на подготовку большого количества специалистов различных профилей и компетенций, направленный как на федеральную, так и региональные системы образования. Вместе со специалистами высших инженерных квалификаций самый большой запрос на токарей, слесарей и фрезеровщиков – 656 человек», – поделился Арсений Брыкин.

Рассуждая об изменениях, которые необходимы в подготовке кадров для промышленности, заместитель генерального директора – Директор Блока инженерных компетенций «Корпоративной Академии Росатома» Алексей Пономаренко отметил: «То, что раньше было актуально для программ высшей школы и подготовки элитарных инженеров, на сегодняшний день должно становиться, если не базовым, то, как минимум, очень широко распространенным навыком и знанием для широкого спектра рабочих, специалистов среднего звена. Потому что если ваш линейный инженер может сегодня рассчитывать такого рода решение, то это значит, что завтра он наверняка сможет освоить новый язык программирования. Это позволит нам вместе создать новое поколение специалистов широкого профиля».

По словам директора Нижегородского филиала Института развития профессионального образования Николая Табакова, новым инструментом в подготовке системы СПО становится технопарк. «Все новое рождается на межотраслевом взаимодействии, в экспериментах. При поддержке Минпросвещения России создаются два федеральных технопарка. Уже второй год работает Технопарк в Калужской области. И в ближайшее время откроют технопарк в Нижнем Новгороде, который будет представлять из себя 8 отраслей на территории 43 лабораторий. Это новая инфраструктура, направленная на повышение квалификации педагогических кадров. Мы не можем говорить о качестве образования, забывая при этом о развитии нашего кадрового резерва. А для того, чтобы система СПО развивалась в нужном направлении, мы должны им показывать общие тренды, требования к инфраструктуре, новые методики. И технопарки являются теми инструментами, которые аккумулируют эти новые методики и готовят к масштабированию», – подчеркнул в своем выступлении Николай Табаков. Спикер отметил, что с развитием технологий будут меняться требования к педагогам, которые будут готовить кадры для этих отраслей. На первый план выйдут междисциплинарность, цифровизация, личностные компетенции и этика.

Руководитель отдела подготовки кадров дирекции по персоналу АО «Р-Фарм» Екатерина Репкина отметила важность погружения педагогов в корпоративную культуру и технологические процессы.

«Педагоги стали частью нашего коллектива. Они совершенствуют свои навыки и знания на оборудовании и инструментах, которые непосредственно используются для создания лекарственных препаратов. Это позволяет дать студентам актуальную информацию в области фармацевтики», – отметила Екатерина Репкина.

Модератором дискуссии выступила президент Союза директоров ССУЗ России, советник Министра просвещения Российской Федерации, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по воспитанию и просвещению Наталия Золотарева.

Заместитель директора по GR Консорциум робототехники и системам интеллектуального управления Сергей Симановский отметил: «По результатам подписанного соглашения между Промышленным Кластером «Консорциум Робототехники и СИУ» и Союзом директоров средних специальных учебных заведений России запланирован широкий ряд активностей, направленных на информирование учебных заведений системы СПО о российских инновационных технологиях и решениях, внедрение которых ведет к решению важнейшей стратегической задачи страны – технологическому суверенитету».