
В Великом Новгороде обсудили влияние ИИ на трансформацию профессий и систему образования
19 сентября в рамках деловой программы финала Чемпионата высоких технологий состоялась панельная дискуссия «Искусственный интеллект: прорыв в будущее высоких технологий». В мероприятии принял участие директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин.
Эксперты в сфере образования, науки и бизнеса обсудили влияние ИИ на рынок труда, трансформацию профессий, выработку новых требований к компетенциям специалистов будущего и необходимость сохранения человеческого контроля над технологиями. Особое внимание было уделено практическим аспектам внедрения новейших технологий в системе среднего профессионального образования.
Директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин подчеркнул, что искусственный интеллект – это реальность сегодняшнего дня, а не отдаленного завтра. Технологии активно входят в повседневную жизнь, и, например, подростки все чаще предпочитают ИИ традиционным поисковым системам.
«Система профессионального образования, ключевой особенностью которой является внешняя ориентированность, не могла остаться в стороне от этих изменений, и ярким примером тому являются чемпионаты профессионального мастерства, где многие компетенции уже используют ИИ в своих заданиях. В рамках финала Чемпионата высоких технологий сразу две компетенции сформированы с применением искусственного интеллекта – «Цифровой двойник пациента» и «Специалист по коллаборативной промышленной робототехнике». В колледжах появилась новая специальность, которая называется «интеграция решений с применением технологии искусственного интеллекта». В этом году мы ее запустили. Это первый подход к формированию специальности про искусственный интеллект в системе среднего профессионального образования», – сказал Виктор Неумывакин.
По его словам, ИИ будет все больше внедряться в различные профессии и в образовательных программах понадобятся отдельные цифровые модули. Для этого нужно методически поддержать преподавателей. Однако еще предстоит решить, в какой форме оптимально готовить поддерживающие материалы, поскольку сфера ИИ стремительно развивается и требует постоянного пересмотра и обновления подходов.
Участники сессии сошлись во мнении, что искусственный интеллект никогда не заменит педагогов, но может стать для них помощником при выполнении рутинных задач. Директор по региональному развитию, руководитель общественно-научного отдела ООО «ГлобалЛаб» Ольга Руднева рассказала, что для эффективной работы необходимо осваивать новые компетенции – уметь ставить задачи для ИИ, управлять жизненными циклами проектов, работать с данными.
Председатель Российского содружества колледжей Антон Актуганов отметил, что сегодня важно не только уметь писать запросы и инструкции для нейросетей, но и понимать основные принципы их работы. Он подчеркнул, что необходимо проектировать рабочую среду так, чтобы применение ИИ стало не дополнительной нагрузкой для педагогов, а эффективным способом решения задач.
Практический опыт внедрения искусственного интеллекта в управление образовательной организацией представил директор Ногинского колледжа Андрей Чистов. На примере своего учебного заведения он рассказал о возможностях, которые дает внедрение инструментов ИИ в практику.
Директор по информационным технологиям Кингисеппского машиностроительного завода Артем Венгрженовский в свою очередь добавил, что ИИ сегодня существенно влияет на рабочие процессы, и призвал коллег обмениваться опытом.
Справочно.
Чемпионат высоких технологий – опытно-конструкторское бюро новых профессий. Он является частью Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы», которое организовано при поддержке Минпросвещения России. Федеральный оператор – Институт развития профессионального образования.
Чемпионатное движение направлено на поддержку талантливой молодежи, укрепление кадрового потенциала и обеспечение технологического суверенитета России. В мероприятия Чемпионатного движения на всех этапах вовлечены тысячи работодателей. Это позволяет синхронизировать требования реального сектора экономики к качеству подготовки кадров и систему среднего профессионального образования.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил, что движение – мощный импульс для развития современной системы СПО.
«Это самые востребованные для экономики компетенции, работа в тесной связке с тысячами работодателей по всей стране, высокие стандарты подготовки специалистов и возможность для участников реализовать себя в любимом деле», – подчеркнул Сергей Кравцов.