Согласно докладам экспертов, в текущих реалиях предприятиям необходимо закрывать производственные задачи быстро и эффективно, поэтому в большинстве случаев при разработке и оптимизации систем дополнительного образования и подготовки кадров приоритет отдается простым и работающим инструментам и их сочетаниям, а не созданию уникальных образовательных решений с нуля.

«На территории индустриальных зон и технопарков огромный дефицит кадров, поскольку это концентрация большого количества промышленных предприятий на одной территории. Задача образовательного кластера ОЭЗ «Алабуга» - создать для студентов такие условия, чтобы они не хотели уезжать из региона. Все наши студенты официально трудоустроены с первого дня обучения и получают заработную плату – начинает формироваться стаж работы. Кроме оклада, они получают премии за успехи в научной деятельности и за качественное выполнение задач на рабочем месте. А ВУЗы начинают предлагать нашим выпускникам сокращенные бюджетные программы обучения – 3 года вместо 5 лет», - рассказала Эльвира Фомина.

Также участники обсудили вопрос степени включенности предприятий-резидентов в профессиональную подготовку потенциальных сотрудников. Эксперты сошлись во мнении, что многим управленцам не хватает осознанности в данном вопросе: в обучение кадров готовы вкладываться далеко не все, и чаще всего с точки зрения инвестиций приоритет отдается оборудованию. При этом, о возможности получить субсидии и другую поддержку от государства знают немногие предприятия.

«Предприятия не привыкли видеть поддержку со стороны правительства, однако они могут пройти процедуру получения возмещения 95% затрат на обучение сотрудников. Разумеется, есть определенные критерии для компаний, претендующих на компенсацию вложений и субсидии – например, предприятие должно вести свою деятельность на территории Москвы», - осветила возможности компаний-резидентов ОЭЗ Екатерина Евсеева.

Подытожили сессию несколькими тезисами о том, какие условия обеспечат формирование эффективной системы подготовки кадров: синхронизация с актуальностью профессиональных навыков с помощью привлечения практикующих наставников, использование реального оборудования в образовательных процессах, формирование партнерства и единой системы взаимодействия компаний-работодателей, а также поиск и развитие молодых людей, которым свойственно «стремление к большему» - именно они, по мнению экспертов, станут двигателем технологического суверенитета и промышленности России.