Об этом на встрече «Форматы и механизмы взаимодействия с партнерами для школ и профильных образовательных организаций» рассказали специалисты из Владимирской области. Для малышей создают мультфильмы о местных производствах и цехах, а также размещают в детских садах брендированную айдентику единого регионального образовательного бренда.
Модератором встречи выступил Вадим Ковалев, советник генерального директора УК «Уральская Сталь», заместитель председателя комиссии по экономике и трудовым отношениям Общественной палаты РФ.
Спикеры:
Екатерина Юдина, директор АНО «Корпоративная Академия «Большое Крыло»;
Наталья Прудова, руководитель группы профессиональной ориентации и практической подготовки отдела подготовки кадров дирекции по персоналу АО «Р-Фарм»;
Сергей Дорофеев, директор по развитию и стратегическим проектам ООО НПП «Дериа Графикс»;
Анна Титиевская, начальник управления по работе с персоналом ООО «Газпром газификация»;
Валериан Точило, генеральный директор ООО «Металлстрой»;
Мария Буглак, заместитель председателя Совета работающей Молодёжи при Комитете по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга;
Наталья Еремина, проректор, директор Центра стратегических инициатив Владимирского института развития образования.
Единый региональный образовательный бренд используют во Владимирской области, таблички «Учись во Владимирской области» или «Учись 33» висят во всех образовательных учреждениях. Наталья Еремина рассказала, что это делают для того, чтобы дети гордились причастностью к региону и не хотели уезжать.
«Мы продвигаем не каждый колледж отдельно, потому что не все колледжи умеют это делать, мы продвигаем всю систему образования Владимирской области в целом. Также мы работаем над созданием интерактивной карты региона, которая является прогнозной вещью. В разрезе пятилетней перспективы мы видим, какие у нас появятся инвестиционные и производственные проекты, а значит понимаем - сколько человек понадобиться по специальностям в 2024-25 году», – подчеркнула директор Центра стратегических инициатив Владимирского института развития образования.
Наталья Еремина отметила, что уже через 2 года в Муроме откроют технопарк, который потребует почти 2000 рабочих рук. При этом колледжи Мурома ежегодно выпускают 400 человек. Также регион столкнулся с дефицитом пекарей. «Владимирский хлебокомбинат» решил воспитать кадры и помочь социализироваться детям-сиротам. Предприятие помогает с профориентацией, выясняет интересы и склонности будущих специалистов, помогает им с жильем, питанием и стипендией.
Дефицит кадров отметил и Валериан Точило, генеральный директор ООО «Металлстрой». Он сообщил, что бригады сварщиков на крупные проекты возят не только из стран ближней Азии, но и, например, из Индии. Бригада приезжает с переводчиком.
«Представьте, что вас одевают, кормят и селят только в самом лучшем жилье, на работу вы ездите каждый день на такси, зарплата от 110 тысяч на начальном этапе, а если вы монтажник - 150 тысяч в среднем в месяц, сварщики зарабатывают от 180 и выше. Но сегодня в отрасли у нас порядка пяти миллионов человек не хватает. Мы не можем под эти условия набрать ни молодых, ни взрослых специалистов», – рассказал Валериан Точило. Также он добавил, что сейчас компания готова вкладываться и в точечную, и в системную подготовку кадров. Цифра инвестиций в образовательный процесс уже достигла значения в 165 миллионов. «Металстрой» создал УПК «Политех», где действует центр сертификации сварщиков.
В Ярославской области для подготовки будущих кадров действует фармацевтический кластер, где важной особенностью являются профильные классы. Также для школьников проводят тематические квизы и «биологические бои» – интеллектуальные соревнования, в которых используются задания сложнее уровня школьной программы. В области организованы профильные техноотряды.
На уровне колледжей практикуют дуальное образование и научные конференции, а студентам предоставляют места для прохождения практики и стажировок. Также более 20 тысяч перспективных школьников уже посетили фармлагерь «Смена».
Руководитель группы профессиональной ориентации и практической подготовки отдела подготовки кадров дирекции по персоналу АО «Р-Фарм» Наталья Прудова отметила, что важно готовить кадры под запрос и под конкретные компетенции.
Одним из решений может стать максимально плотное сотрудничество бизнеса и образования. В Белгородской области директором колледжа стала один из членов совета директоров агропромышленного холдинга «Зеленая долина». Специалист на месте готовит кадры под запросы предприятия. Екатерина Юдина, директор АНО «Корпоративная Академия Большое Крыло», рассказала, что это очень помогает компании, потому что директор знает детали бизнеса и может быстро адаптироваться к изменениям запросов агрохолдинга.Например, одновременно с запуском новой производственной линии переработки молока, в колледже начали готовить будущих сыроваров и технологов, которые будут обслуживать производство.
Холдинг – крупнейший в регионе, который возделывает более 50 тысяч гектар земли и перерабатывает 120 тысяч тонн молока в год. Уже с 2010 года предприятие тесно работает с колледжами, в каждом профильном учебном заведении есть старший наставник. Кроме того, в области действует система дуального образования, где 74% это практические занятия, и 26% – теоретические.
В Белгородской области передвигается мобильный профориентационный офис, также планируется создание экосистемы «Агропрофессионалитет», которая станет логичным продолжением федерального проекта «Профессионалитет».
Об его эффективности и применении в регионах и рассказали участники встречи «Кадры под запрос предприятий: возможности для работодателей и регионов: чемпионаты, технопарки, кластеры и другие механизмы». Сессию модерировал руководитель направления технологических образовательных продуктов АНО «Корпоративная Академия Росатома» Алексей Красавин.
Спикерами диалога выступили:
Наталья Севостьянова, доктор биологических наук, генеральный директор ООО «НовБиотех»;
Мария Правдина, заместитель директора по практикоориентированному обучению, Фирма 1С;
Екатерина Репкина, руководитель отдела подготовки кадров дирекции по персоналу АО «Р-Фарм»;
Николай Рогачев, директор по персоналу АО «Машиностроительный завод «АРМАЛИТ»;
Ирина Таценко, заместитель руководителя центра опережающей подготовки авиакомпании «Аврора»;
Роман Величинский, начальник Управления развития и оснащения центров повышения квалификации кадров системы среднего профессионального образования ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования»;
Евгений Пономарев, заместитель директора по учебно-производственной работе ГПОАУ ЯО «Ярославский промышленно-экономический колледж им Н.П. Пастухова»;
Елизавета Абрамова, менеджер проектов среднего профессионального обучения Корпоративного университета ПАО «Газпром нефть»;
Александр Горбунов, суперфиналист «Лидеры России», ex. Директор по развитию бизнес-системы Загорского трубного завода;
Виктория Пожарская, председатель цикловой комиссии архитектурного проектирования Санкт-Петербургского архитектурно-строительного колледжа, главный эксперт компетенции Архитектура в Санкт-Петербурге;
Иван Степурин, директор Центра развития профессиональных компетенций «Карьера», Северо-Западный институт управления РАНХиГС;
Галина Яранцева, директор ГАПОУ ВО «Киржачский колледж технологий и сервиса».
Представитель Ярославского колледжа рассказал, что в данный момент учреждение сотрудничает с 30 промышленными предприятиями, в том числе и с «Р-ФАРМ». Школьники 15-16 лет при поддержке компании могут получить в колледже специальность «Лаборант химического анализа» 3 разряда и устраиваются на работу уже будучи учениками старших классов. 100 процентов учащихся профильных направлений колледжа проходят практику на фармпроизводстве, и 75 процентов трудоустраиваются.
«В 2020 году, когда перед «Р-ФАРМ» стояла глобальная задача по производству вакцины, мы в короткий срок смогли подготовить 200 специалистов и наладить производственный процесс вместе с компанией», – рассказал заместитель директора по учебно-производственной работе ГПОАУ ЯО «Ярославский промышленно-экономический колледж им Н.П. Пастухова» Евгений Пономарев.
Он также отметил, что в учебном заведении действует Центр профессиональных компетенций и тренинг-центр, который копирует цикл производства на предприятии. В этом году контрольные цифры приема под запрос бизнеса в рамках проекта «Профессионалитет» увеличили со 100 до 150 мест.
В Калуге благодаря проекту открыли первый федеральный технопарк профессионального образования, где оборудованы 30 современных лабораторий, в том числе беспилотной авиации, мобильной робототехники, фрезерных и токарных работ, действуют более 60 образовательных программ, к сотрудничеству привлечены более 100 партнеров-работодателей. К 2029 году технопарк планирует выпустить 64 000 трудоустроенных специалистов.
Роман Величинский отметил, что в России сегодня более 3200 колледжей, в которых учатся 3,7 миллиона студентов. При этом многие работают по устаревшим программам обучения, ССУЗы сталкиваются с дефицитом кадров и оборудования.
«Поэтому одна из задач, которую мы перед собой ставили, – это создание современной инфраструктуры для подготовки мастеров и обучения преподавателей. Технопарк – это ресурсный центр, который готовит кадры для системы СПО. Это площадка, где тестируются новые технологии совместно с предприятиями-партнерами», – объяснил Роман Величинский.
Кроме того, действующие сотрудники предприятий смогут проходить в технопарке аттестацию, что поможет повысить уровень компетенций, а значит – занять более высокую должность. Для работодателя сегодня важно не только привлечь сотрудника, но и удержать его. И вопрос актуален не только для крупного бизнеса, но и для малого и среднего предпринимательства.
Генеральный директор «НовБиотех» Наталья Севостьянова рассказала, что в Новгородской области производственная компания «Манелия», у которой остро стоит кадровый вопрос, открыла на предприятии обучающий центр, где на подготовку каждого нового сотрудника тратят в среднем 200 тысяч рублей. При этом не все остаются на производстве, однако за счет оснащения рабочих мест и развитой корпоративной культуры большая часть соискателей продолжают работать.
«Порядка 53 процентов выпускников не работают по специальности. Часть выбирает профессию, потому что родители сказали, часть – потому что пошли поступать с друзьями. На выходе они совершенно не видят себя на рабочем месте. Кроме того, не всем нравится заработная плата, не всем виден карьерный путь. Сейчас молодежь захватила волна инфоцыганства, они видят, что можно получить больше денег за меньшие навыки. Это создает глубокую квалификационную яму», – добавила Наталья Севостьянова.
По мнению эксперта для подготовки кадров нового времени потребуется от 5 до 10 лет. И важно удерживать будущих специалистов там, где они родились и выросли. Для этого необходимо вводить в школе рабочие специальности.
Заместитель руководителя центра опережающей подготовки авиакомпании «Аврора» Ирина Таценко рассказала, что компания, которая базируется на Дальнем Востоке, особенно остро ощущает нехватку человеческого ресурса. «Людей мало, поэтому мы начинаем вербовать в авиацию практически с пеленок. Есть достаточно много исследований, говорящих о том, что раннее формирование интереса к определенной профессии помогает ребенку - а в дальнейшем подростку - лучше понять себя и понять свои цели, стремления, осознанно подойти к выбору профессии и быть мотивированным сотрудником», – пояснила Ирина Таценко.
Компании это выгодно, потому что цикл ввода и адаптации специалистов в отрасли долгий (несколько месяцев) и дорогой. Поэтому ранняя профориентация помогает закрыть сразу два вопроса. Компания проводит для школьников детский игровой чемпионат по компетенции «Бортпроводники», конкурсы, деловые субботы.
Старшеклассников готовят к поступлению при помощи серии мастер-классов. В Южно-Сахалинском педагогическом колледже уже открыта новая специальность «Сервис на транспорте», где обучение проходит по действующим корпоративным стандартам.
Суперфиналист «Лидеры России» Александр Горбунов уделил корпоративным стандартам отдельное внимание и отметил, что сейчас работодатели перестраиваются на краткосрочное удержание внимания сотрудников и смещают акцент с должностных инструкций на корпоративные стандарты.
«С учетом изменения среды вокруг нас, с учетом смены поколения люди действительно перестали воспринимать большие тексты, большие регламенты, большие стандарты. Все сейчас смотрят 15-минутные ролики в интернете, наше внимание очень расфокусировано и в реальной жизни, и в профессиональной. И на этот вызов мы смотрим через создание таких ярких, понятных коротких корпоративных стандартов, которые помогают как адаптировать новый персонал, так и сделать работу зрелых команд более прозрачной», – пояснил Александр Горбунов.
Еще одна задача предприятий, которую видит Александр – создание среды, в которой персоналу захочется предлагать и воплощать в жизнь новые идеи и улучшения на производстве. Для этого необходима стимулирующая система мотивации и уход от длительных формальных процедур.