Старший брат Евгений Николаевич тоже работал речником. Окончил Новосибирскую государственную академию водного транспорта (НГАВТ) по специальности «Эксплуатация электрооборудования и автоматики всех видов судов». А в настоящее время занимает высокую должность в Сургутском речном порту.
Сам Андрей Школа впервые сходил в рейс в возрасте 12 лет – вместе со своим дядей проделал путь от Омска до Салехарда и обратно. После окончания средней школы поступил в Омский филиал НГАВТ на специальность «Эксплуатация СЭУ». Первую практику проходил в должности моториста-рулевого теплохода РТ-415. Окончив дополнительные курсы, работал матросом на судах загранплавания.
После окончания вуза работал на Омском судоремонтно-судостроительном заводе, где получил практический опыт ремонта судов. Получил диплом электромеханика и продолжил работу в плавсоставе. В 2014 году получил предложение о прохождении службы по контракту. По распределению попал на Сахалин, где проходил службу в береговой охране ПУ ФСБ России Сахалинской области. Служил недалеко от Невельска, в селе Шебунино в должности «Техник РТП». Окончив службу, вернулся на флот. Работал на крупных нефтяных и газовых объектах ХМАО и ЯНАО. Сегодня является преподавателем в Тюменском колледже транспортных технологий и сервиса (ТКТТиС).
Андрей Николаевич, расскажите о компетенции «Эксплуатация водного транспорта».
Наша компетенция затрагивает основные аспекты трудовой деятельности работников речного и морского флота. Вся система образования построена для выработки у конкурсантов навыков по обеспечении безопасности человека, судна и груза на борту. Для этих целей предоставлено несколько площадок. На площадке «Судовождение» конкурсанты демонстрируют навыки безопасного судовождения. На площадке «Ремонт СЭУ» выявляются способности участников по ремонту двигателя внутреннего сгорания. Также организованы площадки по разборке, дефектовке и сборке центробежного насоса, есть возможность посмотреть на действия конкурсантов в составе аварийно-спасательной партии.
В июле Тюмень стала местом проведения отборочного (межрегионального) этапа Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» в данной компетенции. Кто участвовал?
В компетенции принимало участие 7 команд от Владивостока до Санкт-Петербурга. Кроме команды Тюменской области, приехали конкурсанты из Томской, Новосибирской, Нижегородской областей, Приморского края, Республики Татарстан и города Санкт-Петербурга. Ребята показали высокий уровень мастерства. Приятно видеть на одной площадке участников из разных регионов.
Отличается ли работа представителей разных регионов?
Географическое проживание конкурсантов оказывает влияние на подход к выполняемому заданию. Представители азиатской части страны показывали более энергичный подход к выполнению задания. При этом команды из европейской части страны показали выдержку и хладнокровие.
Как можете оценить конкурсантов в целом?
Уже сейчас видно, что на этих площадках собрались лучшие учащиеся со всей нашей страны, которые пришли в эту специальность не случайно. Они сделали этот выбор осознанно и за плечами у них уже есть реальный практический опыт.
Какие задания необходимо выполнить конкурсантам в компетенции «Эксплуатация водного транспорта»?
Конкурсантам необходимо осуществить безопасную проводку судна по определенному участку реки, выполнить ремонт двигателя внутреннего сгорания. Также имеются задания по разборке, дефектов и сборке центробежного насоса, оцениваются действия конкурсантов в составе аварийно-спасательной партии. За неправильное выполнение задания у конкурсантов вычитались баллы. Чем серьезней нарушение, тем больше штраф.
Какие навыки считаете ключевыми в данной профессии?
Основным навыком является обеспечение безопасности человеческой жизни. На втором месте безопасность судна, и после этого – безопасность груза на борту. Каждый специалист должен уметь применять свои навыки на практике не только в комфортных условиях, но и приравненных к «полевым», сохранять спокойствие и находить способы для осуществления поставленной цели. На самом деле, как показывает практика, все знать и уметь невозможно. Нужно знать, уметь и делать то, что получается чуть лучше, чем у других.
Могут ли знания, полученные в данной компетенции, быть использованы при работе по другим направлениям?
Система образования построена так, что в ней переплетаются несколько направлений. Работа на флоте позволяет выработать способность у человека находиться в автономном существовании, принимать решения и отвечать не только за свои действия, но и за действия членов экипажа. Капитан является юридическим представителем судовладельца и несет ответственность вплоть до уголовной.
Расскажите об экспертах.
В нашей компетенции собрались эксперты с богатым практическим опытом, имеющие соответствующие сертификаты для участия в роли экспертов. Индустриальные эксперты и эксперты-наставники обобщают решения экспертов, помогают в решении спорных моментов при принятии оценки.
Занимаетесь ли общественной деятельностью?
В данный момент состою в общественной организации «Ветераны - пограничники Тюменской Области». Занимаемся поддержкой воинских подразделений участников специальной военной операции, отправляем гуманитарную помощь для мирных граждан. Являюсь участником фестивалей ГТО, где представляю интересы ТКТТиС от команды преподавателей.
Остается ли время на спорт?
С сотрудниками колледжа участвуем в различных спортивных мероприятиях, в турнирах по волейболу, в фестивалях ГТО. Также занимаюсь в спортивном клубе «Моржи Тюмени», участвую в спортивных забегах на большие дистанции.