В настоящее время на одну вакансию рабочих специальностей поступает порядка 3-4 активных резюме. В этом году спрос на профессионалов вырос до 55%. Основная часть вакансий: инженеры-конструкторы, слесари, машинисты, сварщики, токари, фрезеровщики, технологи, операторы производственной линии и инженеры по охране труда. Главная мотивация для соискателей — зарплата.

«Работодатели повышают имидж рабочих специальностей достойным окладом и готовы платить сотрудникам от 40 до 200 тысяч рублей, в зависимости от квалификации. При этом компании не могут постоянно повышать заработную плату, поэтому ищут альтернативные векторы привлечения специалистов. Так, помимо достойной оплаты, для кандидатов стараются создать дополнительные комфортные условия труда, а именно: возможность карьерного роста, обучение и повышение квалификации, гибкий график, помощь опытных руководителей и наставников, дружелюбную атмосферу в коллективе и возможность попробовать себя в новой деятельности», - сообщила директор компании hh.ru по Северо-Западу Юлия Сахарова.

Во время дискуссии эксперты пришли к единому мнению, что необходимо уделять особенное внимание отзывам на открытых площадках. Соискатель, который планирует устроиться в компанию, обязательно проверит о ней всю информацию, и если отзывы будут отрицательные, то с большой долей вероятности кандидат выберет иную организацию.

Важную роль в работе с кандидатами, особенно с молодыми, играет также возможность обучения. Поэтому на панельной дискуссии эксперты поделились наработками в сфере корпоративного обучения молодых специалистов, обсудили подходы и методики, необходимые системе СПО, а также наиболее эффективные практики для развития новых компетенций сотрудников. Так, начальник службы по работе с персоналом дивизиона «Северсталь Российская сталь» Денис Иванов сообщил, что компании удалось выработать шаги для работы с молодыми сотрудниками. Предприятие начинает работать с кандидатами со школьной скамьи — открываются профильные классы, эксперты компании проводят профессиональные уроки для школьников и студентов, также создается единое образовательное пространство в ссузах.

«То, что было раньше, и то, что существует сейчас — это абсолютно разные способы обучения. У нас открыты лаборатории в колледжах, которые интересны студентам. Там можно наблюдать вживую все производственные процессы нашей компании и благодаря этому сократить срок обучения и адаптации непосредственно на производстве», — подчеркнул Денис Иванов.

Кроме того, один из трендов, который сейчас развивают компании — внедрение инновационных технологий в колледжах и в корпоративных образовательных центрах. Кандидаты обучаются на тренажерах с дополненной реальностью, а также в мини-цехах, в лабораториях и так далее. Все эти нововведения вызывают большой интерес у молодых специалистов.

Обсуждение темы эксперты продолжили на встрече «ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЛУЧШИХ СТУДЕНТОВ СПО И ШКОЛЬНИКОВ», где представители корпораций поделились лучшими практиками.

Встречу модерировала директор Департамента по работе с образовательными организациями Российского общества «Знание» Альбина Бикбулатова.

Спикерами заседания выступили:

Юлия Цветкова, директор по управлению персоналом ГК «Ростех»;

Жанна Кадылева, директор практики «Развитие компетенций» дивизиона «Кадровый потенциал» направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ);

Анна Титиевская, начальник управления по работе с персоналом «Газпром газификация»;

Екатерина Репкина, руководитель отдела подготовки кадров дирекции по персоналу «Р-Фарм»;

Дмитрий Парамонов, руководитель (командир) Центрального штаба Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды».

Альбина Бикбулатова отметила, что в Год педагога и наставника в России большое внимание уделяют работе с талантливой молодежью. «Я никогда не стала бы ученым, лидером, если бы в моей жизни не было двух-трех человек, которые своим примером вдохновили меня. На государственном уровне будет предложена поддержка системы наставничества. Участники, которые вернутся с Чемпионата, могут работать в мотивационном треке. Стать, например, специалистами подразделения по управлению персоналом», – рассказала директор Департамента по работе с образовательными организациями Российского общества «Знание».

Альбина Бикбулатова также напомнила, что уже сейчас ученые и специалисты приходят в колледжи и школы и мотивируют учащихся развиваться в своей отрасли.

Начальник управления по работе с персоналом «Газпром газификация» рассказала, что сейчас корпорации сталкиваются с прогнозируемым дефицитом кадров из-за демографической ямы. Поэтому специалистов начинают готовить уже со школьной скамьи.

«Средний возраст работников высок, необходимо его уменьшать, для этого нужно смотреть на процессы через призму поколения Z. В работу нужно внедрять новые технологии, цифровые технологии, для того чтобы у молодых сотрудников была возможность наиболее быстрой адаптации в текущие рабочие процессы. Это нужно, чтобы они не увольнялись после окончания университета. Мы заключили договор с опорным вузом, чтобы у нас был приток новых кадров, организовали сопровождение дипломных работ, чтобы отбирать лучших еще на этапе подготовки», – подчеркнула Анна Титиевская.

Также эксперт добавила, что в будущем гендерный состав персонала может измениться – уже сейчас все больше девушек приходят работать по техническим специальностям и справляются с некоторыми задачами лучше юношей, поскольку более ответственно подходят к работе. Этот фактор также стоит учитывать при формировании стратегии привлечения кадров.

Одним из эффективных инструментов для работы со школьниками оказались игры, соревнования и квизы, например, по газовой безопасности. Представители фарминдустрии подтвердили, что игровая форма вовлечения действительно работает.

Для школьников проводят фармацевтическую олимпиаду, «биологические бои» – соревнования школьных команд, активно внедряют систему наставничества, когда старшие школьники делятся знаниями с младшими.

В Ярославской области в 2022 году в партнерстве с «Р-Фарм» создан биофармацевтический кластер. Также в регионе открыт профильный класс. Учиться в нем школьники начинают с 10-го класса, а после становятся лаборантами 3 разряда и могут получить работу уже в 15-17 лет. Кроме того, ученики участвуют в федеральном проекте «Профессионалитет».